Самостоятельное педагогическое проектирование


Опубликовано: 20.10.2017, 04:39/ Просмотров: 904

Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Их достижение зависит от сформированности содержания образования, т. е. от того, как поставлен процесс овладения знаниями, умениями и навыками, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются познавательные способности.

На формирование содержания обучения отдельной дисциплины влияет большое число факторов: педагогическое мастерство преподавателя, его квалификация и энтузиазм, материальная баз учебного заведения, развитие научно-технического прогресса, требования работодателя и учебного заведения. Важнейшую роль играет наличие учебно-методической (программной) документации, отвечающей требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и комплексного обеспечения образовательного процесса по каждому учебному занятию.

Об этом свидетельствует тот факт, что за последнее время был принят ряд нормативно-распорядительных документов Минобрнауки РФ, в которых выдвинуты новые требования к структуре и содержанию учебно-методического обеспечения учебного процесса, введены новые критерии показателя государственной аккредитации высших и средних профессиональных учебных заведений – «Методическая работа».

Конкретные требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена предъявляет Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования. В нем конкретно указано, что образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ПП ССЗ на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда. Перед началом разработки ПП ССЗ образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ПП ССЗ образовательное учреждение обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей; программ учебной и производственной практик; методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных ФГОС СПО. В рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей необходимо четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей; предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Все учебные дисциплины должны быть обеспечены учебно-методическими комплексами (УМК). Поэтому от построения содержания обучения зависят подготовка специалиста и его образованность: чем качественнее учебно-методическая (программная) документация, тем больше достигаются поставленные цели, а значит, формируется настоящий специалист.

Естественно, что для достижения цели – создания качественного учебно-программного материала требуется много усилий преподавателя-предметника, большой временной ресурс, порой растягивающийся на годы, проведение научной работы и просто самообразование.

ПП ССЗ - совокупность нормативной и учебно-методической документации, разработанной образовательным учреждением для каждой специальности подготовки на основе требований ФГОС СПО. Является обязательным внутренним нормативным документом образовательного учреждения для реализации целенаправленного образовательного процесса в достижении результатов, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом с учетом вида, типа образовательного учреждения и потребностей работодателей и обучающихся.

Включает в себя:

  • ФГОС по специальности (разрабатывается Министерство образования);
  • Требования образовательного учреждения к выпускнику (квалификационные   требования), может быть Модель специалиста – разрабатываются ОУ;
  • Учебный план;
  • Примерные учебные программы дисциплин;
  • Рабочие программы (разрабатываются каждым преподавателем).

Учебно-методическое обеспечение специальности должно включать в себя:

  • нормативный комплект специальности;
  • учебно-методические комплексы дисциплин;
  • учебно-методические комплексы профессионального модуля;
  • учебно-методический комплект учебной и производственной практики;
  • комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование»;
  • комплект «Итоговая аттестация»;
  • комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование»;
  • комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа».

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине включает в себя следующие разделы (компоненты):

  • нормативно-правовая документация;
  • учебно-программная, планирующая документация;
  • учебно-методическая документация;
  • материально-техническое, информационное и программное обеспечение.       

В УМК по учебной дисциплине раздел «Нормативно-правовая документация» включает:

  • выписка из федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности среднего профессионального образования с указанием требований к умениям, навыкам, знаниям, практическому опыту по учебной дисциплине (для общеобразовательных дисциплин - выписка из стандарта среднего общего образования);
  • ведомственные стандартизирующие документы, рекомендации по организации образовательного процесса;
  • методические рекомендации, указания ФИРО по планированию и организации образовательного процесса.

Раздел «Учебно-программная, планирующая документация» включает следующие документы:

  • примерная программа учебной дисциплины (при наличии);
  • программа учебной дисциплины;
  • календарно-тематический план;
  • индивидуальный план преподавателя;
  • комплект планов учебных занятий всех видов, инструкционных, технологических карт.

Раздел «Учебно-методическая документация» включает:

  • конспекты лекций (допускаются тезисы);
  • учебную литературу, в том числе на электронном носителе;
  • дополнительную литературу, в том числе на электронном носителе;
  • справочники, каталоги, альбомы;
  • методические указания по выполнению лабораторных работ и практических заданий;
  • методические рекомендации по изучению учебной дисциплине, ее разделов, тем, отдельных элементов;
  • методические разработки, авторские разработки;
  • методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся;
  • темы курсовых работ и методические указания по их выполнению;
  • тематику и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий, исследовательских и творческих работ;
  • тематические «копилки» - комплекты технологических задач, производственных ситуаций, профессиональных задач;
  • положения, методические рекомендации по организации и проведению конкурсов, викторин, олимпиад, ролевых и деловых игр по учебной дисциплине;
  • комплект оценочных средств для текущего, рубежного и итогового контроля знаний у обучающихся по качеству освоения учебного материала по учебной дисциплине;
  • методический комплект «входного» контроля уровня знаний у обучающихся (для общеобразовательных дисциплин);
  • систему контроля знаний у обучающихся по учебной дисциплине;
  • критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам контроля знаний у обучающихся;
  • документация по мониторингу качества освоения обучающимися учебной дисциплины с планом корректирующих мероприятий;

Раздел «Материально-техническое, информационное и программное обеспечение» включает:

  • перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской;
  • перечень основной и дополнительной учебной и методической литературы по учебной дисциплине;
  • учебно-наглядные материалы - схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты, муляжи;
  • мультимедийные презентации по темам, элементам учебной дисциплины;
  • видео и интерактивные материалы;
  • перечень используемых технических средств обучения;
  • перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по учебной дисциплине.

Профессиональный модуль (ПМ) - часть образовательной программы среднего профессионального образования, предусматривающая подготовку обучающихся к конкретному виду профессиональной деятельности. Составляющие части профессионального модуля /междисциплинарные курсы, учебная и производственная практики/обеспечивают усвоение знаний, выработку набора умений, приобретение практического опыта и формирование конкретных профессиональных и общих компетенций, которые в совокупности необходимы для выполнения трудовых функций (вида профессиональной деятельности). Профессиональный модуль имеет самостоятельное значение для трудового процесса. Профессиональный модуль может быть частью образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.

Программа профессионального модуля (ППМ) - учебно-методический документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание и требования к условиям реализации профессионального модуля и освоения заданного стандартом вида профессиональной деятельности.

Раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля состоит:

  • из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит концентрировано);
  • из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено).

Междисциплинарный курс (МДК) - система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенции при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.

Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю охватывает все нормативные и дидактические аспекты обучения с учетом квалификационных требований по производственной практике.

Учебно-методический комплекс по профессиональному модулю включает в себя следующие разделы:

  • нормативно-правовая документация;
  • учебно-программная, планирующая документация;
  • учебно-методическая документация;
  • материально-техническое, информационное и программное обеспечение.

В УМК по профессиональному модулю раздел «Нормативно-правовая документация» включает:

  • выписка из федерального государственного образовательного стандарта по профессии или специальности среднего профессионального образования с указанием требований к умениям, навыкам, знаниям, практическому опыту по профессиональному модулю;
  • ведомственные стандартизирующие документы, рекомендации по организации образовательного процесса и производственного обучения;
  • методические рекомендации, указания ФИРО по планированию и организации образовательного процесса и производственного обучения.

Раздел «Учебно-программная, планирующая документация» включает следующие документы:

  • примерная программа профессионального модуля (при наличии);
  • программа профессионального модуля;
  • программа учебной, производственной практики;
  • календарно-тематический план (КТП) по междисциплинарным курсам либо по всему профессиональному модулю с учебной практикой, производственным обучением (допускается отдельно КТП по теории и КТП по практике);
  • индивидуальный план преподавателя;
  • комплект планов учебных занятий всех видов, инструкционных, технологических карт.

Раздел «Учебно-методическая документация» включает:

  • конспекты лекций (допускаются тезисы);
  • учебную литературу, в том числе на электронном носителе;
  • дополнительную литературу, в том числе на электронном носителе;
  • справочники, каталоги, альбомы;
  • методические указания по выполнению лабораторных работ и практических заданий;
  • перечень учебно-производственных работ по учебным практикам, производственному обучению;
  • методические рекомендации по изучению профессионального модуля, его разделов, тем, отдельных элементов;
  • методические разработки, авторские разработки;
  • методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся;
  • темы курсовых работ и методические указания по их выполнению;
  • тематику и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, разработке и выполнению проектных заданий, исследовательских и творческих работ;
  • тематические «копилки» - комплекты технологических задач, производственных ситуаций, профессиональных задач;
  • положения, методические рекомендации по организации и проведению конкурсов, викторин, олимпиад, ролевых и деловых игр по междисциплинарному курсу (МДК), профессиональному модулю;
  • комплект оценочных средств для текущего, рубежного и итогового контроля знаний у обучающихся по качеству освоения учебного материала по МДК, профессиональному модулю;
  • систему контроля знаний у обучающихся по МДК, профессиональному модулю;
  • критерии оценки умений, навыков, практического опыта, знаний по всем видам контроля знаний у обучающихся;
  • документация по мониторингу качества освоения обучающимися МДК, профессионального модуля с планом корректирующих мероприятий;

Раздел «Материально-техническое, информационное и программное обеспечение» включает:

  • перечень оборудования, инструментария, материалов, имеющихся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской;
  • перечень основной и дополнительной учебной и методической литературы по МДК, профессиональному модулю;
  • мультимедийные презентации по темам, элементам МДК, профессионального модуля;
  • видео и интерактивные материалы;
  • учебно-наглядные материалы - схемы, таблицы, плакаты, чертежи, модели, макеты, муляжи;
  • перечень используемых технических средств обучения;
  • перечень используемых информационных ресурсов и программных средств по МДК, профессиональному модулю.

При формировании преподавателем УМК по теме, разделу МДК, профессионального модуля используются все вышеперечисленные пункты данного раздела.

Организация работы по созданию учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) осуществляется в соответствии с планом работы предметной (цикловой) комиссии и индивидуальными планами работы преподавателей.

Непосредственной разработкой учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) занимаются преподаватели, ведущие данную дисциплину (междисциплинарный курс, профессиональный модуль).

Преподаватели-разработчики несут ответственность за содержание учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля).

Материалы, входящие в состав учебно-методического комплекса, обсуждаются на заседании предметной (цикловой) комиссии. Рабочие программы, контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации утверждаются заместителем директора по учебной работе, программы промежуточной аттестации (в форме экзамена или комплексного экзамена) и комплекты контрольно-оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе.

Рабочие программы учебной и производственной практик, комплекты контрольно-оценочных средств для проведения квалификационных экзаменов по профессиональному модулю согласовываются с представителями работодателя.

Контроль качества материалов, входящих в состав учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля), возлагается на председателя предметной (цикловой) комиссии и методиста.

Контрольный экземпляр учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса, профессионального модуля) на бумажном и электронном носителях хранится в библиотеке и в методическом кабинете.

Учебно-методический комплект учебной и производственной практики

Это сборник документов, регламентирующий время, отведенное студенту на закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, а также на приобретение умений и навыков по всем видам профессиональной деятельности. Этот сборник включает:

  • Программы учебной, производственной и преддипломной практики по специальности;
  • Календарные планы всех видов практик;
  • Критерии оценки результатов практик;
  • Сборники индивидуальных заданий и методические рекомендации по их выполнению.

Комплект «Курсовые работы и курсовое проектирование»

Это комплект документов, необходимых студенту при написании курсовых проектов или курсовых работ; в большей степени имеет справочно-поисковый характер. Часть документов комплекта должна быть включена в состав УМК дисциплины, если учебным планом предусматривается время на курсовое проектирование по данной дисциплине. В том случае, когда курсовая работа или проект представляет собой комплексную работу (т. е. объединяет две и более дисциплины), наличие документации по курсовому проектированию не является обязательной частью учебно-методического комплекса дисциплины.

Это:

  • Тематика курсовых работ (проектов) – разрабатывается преподавателями-предметниками и утверждается на заседаниях ПЦК;
  • Методические материалы по выполнению, оформлению и защите КР;
  • Критерии оценки КР;
  • Образцы оформления КР, рецензий на КР.

Комплект «Итоговая аттестация» включает Программы ИГА выпускников по специальности.

Комплект «Дипломные работы или дипломное проектирование» является частью комплекта «Итоговая государственная аттестация», включает:

  • Программу итоговой Государственной аттестации;
  • Критерии оценки ВКР и дипломного проекта и защиты ВКР и дипломного проекта;
  • Перечень сформированных ОК и ПК;
  • Квалификационные требования к выпускнику по специальности;
  • Тематика дипломных проектов (работ) и методические рекомендации по их выполнению и оформлению.

Самостоятельная работа студентов (СРС) - часть учебного процесса, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалистов.

Комплект «Внеаудиторная самостоятельная работа» по сути является сборником учебно-методических разработок для организации процесса самостоятельного освоения части учебного материала дисциплин специальности, а также приобретения профессиональных умений и навыков студентами. Поэтому большая часть материалов комплекта разрабатывается в составе УМК дисциплин, которые используются преподавателями повседневно. Кроме того, в комплект включаются междисциплинарные (метапредметные) разработки, способствующие развитию творческого мышления и самостоятельности студента. Например,

  • Сборники задач, упражнений, тестов для самостоятельной работы студента;
  • Сборники ситуационных заданий (учебного и производственного характера);
  • Сборники тем и заданий для самостоятельного изучения материала студентами и методические рекомендации по их выполнению;
  • Тематика рефератов, творческих работ, докладов и методические рекомендации по их выполнению;
  • Сценарии конкурсов, диспутов, олимпиад и т. п. и методические указания по их проведению.

Источник: http://www.informio.ru/publications/id1116/Sostav-i-struktura-metodicheskogo-obespechenija-professionalnogo-modulja-i-discipliny-v-hode-realizacii-FGOS-SPO


Закрыть ... [X]

Информационный портал об образовании, куда пойти учиться в Уфе От чего шелушение на коже шеи

Самостоятельное педагогическое проектирование Самостоятельное педагогическое проектирование Самостоятельное педагогическое проектирование Самостоятельное педагогическое проектирование Самостоятельное педагогическое проектирование Самостоятельное педагогическое проектирование Самостоятельное педагогическое проектирование Самостоятельное педагогическое проектирование Самостоятельное педагогическое проектирование